Методические рекомендации для родителей о рисках, связанных с детской смертностью

Возросшая статистика травматизма детей безусловно требует привлечения широкого внимания общественности, проведения работы как с детьми, так и родителями. Предлагаем ознакомиться с Методическими рекомендациями для родителей о рисках, связанных с детской смертностью, подготовленными Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России.

 

24 июня 2017 г. 13:44
 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 мая 2017 г. N 07-2617

 

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

 

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России (далее - Департамент) направляет для использования в работе Методические рекомендации для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью, разработанные во исполнение пункта 4 Протокола совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 20 февраля 2017 г. N ОГ-П8-37пр.

Возросшая статистика травматизма детей безусловно требует привлечения широкого внимания общественности, проведения работы как с детьми, так и родителями. Департамент просит разместить указанные методические рекомендации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах образовательных организаций и провести просветительские мероприятия с родителями и обучающимися.

 

Директор Департамента

государственной политики

в сфере защиты прав детей

Е.А.СИЛЬЯНОВ

 

Приложение

к письму Минобрнауки России

от 19.05.2017 N 07-2617

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ

О РИСКАХ, СВЯЗАННЫХ С ДЕТСКОЙ СМЕРТНОСТЬЮ

 

Введение

 

В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.

В целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних причин в образовательных организациях необходимо проводить информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью, их причинах, типах и способах предупреждения.

Методические рекомендации рассматривают различные аспекты организации и проведения комплекса мероприятий для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью, и могут быть использованы для организации работы с родителями и детьми.

Настоящие рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Центр защиты прав и интересов детей" на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.

 

1. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие

к увечьям и смерти детей, их причины

 

Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу - в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.

Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.

Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:

- ожоги;

- падения с высоты;

- утопления;

- отравления;

- поражения электрическим током;

- дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а также роллинг (катание на роликах).

На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего являются:

- отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп;

- неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:

- в возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир;

- в возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка;

- в возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10 - 12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников;

- бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10 - 13 лет. Подросток, сознавая свою "нескладность", старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.

 

2. Обучение детей основам профилактики несчастных случаев

 

С учетом указанных причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:

- создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора;

- систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.

Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:

- организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;

- ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;

- запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);

- обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).

Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:

- информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а также об условиях и способах избежания несчастных случаев;

- регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;

- обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;

- обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.

 

Основные условия проведения успешной профилактической

работы с детьми

 

1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.

2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.

3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!

4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний "будь осторожен", "делай аккуратно". Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.

5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.

6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.

7. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.

8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискованного поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.

 

3. Рекомендации по предупреждению несчастных случаев

 

Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.

 

3.1. Ожоги

 

Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а также в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).

Для предупреждения ожогов:

- ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;

- запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.

Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:

- защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;

- защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазонов A и B;

- избегать пребывания на открытых пространствах, под воздействием прямых солнечных лучей (солнце наиболее активно и опасно в период с 12 до 16 часов);

- нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 - 30 единиц) за 20 - 30 минут до выхода на улицу;

- находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5 - 6 минут и 8 - 10 минут после образования загара;

- принимать солнечные ванны не чаще 2 - 3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;

- избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;

- не находиться долгое время на солнце (даже под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15 - 20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе;

- загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние и вечерние часы;

- приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе на море, пить не меньше 2 - 3 литров в день;

- протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ;

- научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.

 

3.2. Падение с высоты

 

Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.

Для предупреждения падения с высоты необходимо:

- запретить детям играть в опасных местах;

- не оставлять детей без присмотра на высоте;

- объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений;

- обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.

 

3.3. Отравление

 

Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а также при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.

Для предупреждения отравления необходимо:

- хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;

- давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;

- не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.

 

3.4. Поражение электрическим током

 

Поражение электрическим током чаще всего наступает при нахождении детей в запрещенных местах (на стройках, в промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).

Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:

- запретить детям играть в опасных местах;

- объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.

 

3.5. Утопление

 

Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.

Для предупреждения утопления необходимо:

- не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;

- разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах;

- обеспечить его защитными средствами в случае, если ребенок не умеет плавать;

- напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.

 

3.6. Роллинговый травматизм

 

Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.

Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:

- выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав;

- научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести его к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной постановкой голеностопного сустава;

- научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами - пригласите опытного роллера;

- обязательно приобрести наколенники, налокотники, напульсники и шлем - это предупредит основные травмы; требуйте их использования ребенком;

- научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;

- запретить кататься вблизи проезжей части;

- научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.

 

3.7. Дорожно-транспортный травматизм

 

Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:

- соблюдать неукоснительно самим, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного движения;

- научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100, попавших в дорожное происшествие, попадают под колеса другой машины;

- использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности;

- научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.

Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:

- не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;

- запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;

- учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;

- соблюдать самим и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.

Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях - это средство спасения жизни и здоровья ребенка!

Последние новости

Бесплатный проезд

Вниманию учащихся и родителей!!!

На основании распоряжения мэрии города Новосибирска от 18.12.2019 № 1412-р «Об организации бесплатного проезда учащихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории города Новосибирска»  доводим до Вашего сведения , что с 30.12.2019 по 12.01.2020 для учащихся общеобразовательных организаций будет организован бесплатный проезд во всех видах муниципального пассажирского транспорта при предъявлении справок, подтверждающих факт их обучения в образовательных организациях города Новосибирска. Справку можно заказать у секретаря лицея.

Индивидуальный итоговый проект

Вниманию учащихся 9 классов, родителей и учителей!

По требованиям ФГОС учащиеся 9 классов должны выполнить индивидуальный итоговый проект и защитить его. Все материалы с требованиями, инструкциями, памятки по выполнению находятся в разделе Индивидуальный итоговый прект.

Открытие НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ в Саду им. Кирова

Дорогие ребята и родители!

Приглашаем вас посетить открытие новогодней елки в парке им. Кирова 20 декабря в 17-00.

Презентации о проведении ЕГЭ и ОГЭ в 2020 году

Уважаемые учащиеся 9 и 11 классов, а также родители!

В разделе ГИА вы можете ознакомиться с презентациями о проведении государственной итоговой аттестации в 2020 году, подготовленными муниципальным казенным учреждением дополнительного профессионального образования города Новосибирска «Городской центр развития образования».

План по проведению Декады инвалидов в Ленинском районе города Новосибирска в 2019 году

 

Наименование мероприятия

Дата и время

Место проведения

Организационные  мероприятия

Организация работы «горячих» телефонов:

-отдел социальной поддержки населения

- МБУ «КЦСОН»

- Пенсионный Фонд

-по вопросам защиты прав потребителей

-по вопросам оформления льгот и пособий

с 01.12.2019

по 10.12.2019

09:00-18:00

09:00 - 17:30

09:00 - 17-00

9:00 - 18:00

09:00 – 17:00

тел: 228-83-26

тел: 308-11-27

тел: 353-17-00

         353-17-01

тел: 228-84-16

         228-84-15

тел:  210-72-91

Бесплатные консультации юриста

05.12.2019

14:00-18:00

Ресурсный центр, ул. Станиславского, 6

Мастер-класс по художественному слову

03.12.2019

11-00

Левобережная МО ВОС,

ул. Вертковская, 23

В рамках проекта «Двор, в котором я живу» концертно-игровая программа «Вместе веселее»

04.12.2019

15.00

ГАУ НСО «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов», ул. Немировича-Данченко, 100

Лекция «Секреты здоровья»  кружок «Сад-огород»

04.12.2019

11-00

Левобережная МО ВОС, ул. Вертковская, 23

Кинолекторий «Безопасная среда»

04.12.2019

15.00

Библиотека им.

А. А. Фадеева,

ул. Полярная, 17

Уютная гостиная «Сильнее судьбы»

04.12.2019

13.00

Библиотека им.

В. В. Бианки, ул. 9-й Гвардейской

Дивизии, 18

Познавательный час «Сбор друзей»

05.12.2019

15.00

Библиотека им.

А. А. Ахматовой, ул. Филатова, 9

Торжественное мероприятие Ленинского района в рамках Декады инвалидов

05.12.2019

14-00

КДЦ им. К. С. Станиславского, ул. Котовского,2 а

Мультиспорт для пожилых и людей с ОВЗ «В здоровом теле, здоровый дух»

05.12.2019

10.00

Спортивный комплекс «Олимпик», ул. 9-ой Гвардеской дивизии, 2

Концерт ансамбля «Дружина»

05.12 2019

12-00

Конференц-зал ООО «НПП

«Полимерлайн», ул. Римского-Корсакова, 28/1

Занятие в кружке по обучению компьютерной грамотности

06.12.2019

11-00

Левобережная МО ВОС,

ул. Вертковская, 23

Концерт «Не бойтесь добротой делится»

07.12.2019

13-00

ООО «Полимерлайн», ул. Римского-Корсакова, 28/1

Танцевальный мастер-класс «Слушаем и танцуем»

07.12.2019

11.00 – 13.00

МБУ МЦ «Современник» СРМ  в МО ВОС, ул. Вертковская, 23

Индивидуальные занятия психолога из центра

«Прометей» с инвалидами

09.12.2019

11-00

Левобережная МО ВОС,

ул. Вертковская, 23

Православные беседы с дьяконом Иоанном из Храма

в честь Успения Пресвятой Богородицы

10.12 2019

11-00

Левобережная МО ВОС, ул. Вертковская, 23

Вручение премии «Светоч»  детям и взрослым с ОВЗ,  одаренным в области спорта, образования, физической культуры, культуры и искусства

20.12.2019

11.00

КДЦ им. К. С. Станиславского, ул. Котовского, 2а

Концертная программа ансамбля «Мечта»,

26.11.2019

14.00

МБУ «КЦСОН», 1-й пер. Серафимовича, д. 2

Открытие выставки

«Наши руки не для скуки, для любви сердца…..»

02.12.2019

14.00

МБУ «КЦСОН», 1-й пер. Серафимовича, 2

Мастер-класс по рисованию «Арт-терапия»

02.12.2019

15.30

МБУ «КЦСОН», 1-й пер. Серафи-мовича, 2

Праздничное мероприятие, посвященное Декаде инвалидов «День дружбы»

03.12.2019

15.00

МБУ «КЦСОН», Амурская, 40/2

Виртуальная прогулка по Санкт-Петербургу

04.12.2019

12.00

МБУ «КЦСОН»,

1-й пер.

Се-рафимовича, 2

Литературная гостиная «Очистил землю белый снег и мир легко преобразил…»

05.12.2019

14.00

МБУ «КЦСОН»,  1-й пер.

Серафимовича, 2

Адаптационное занятие на демонстрационной кухне по приготовлению пирога

«Зебра»

06.12.2019

12.00

МБУ «КЦСОН»,  1-й пер.

Серафимовича, 2

 

Полезные телефоны районных и городских служб

Отдел социальной поддержки населения администрации Ленинского района г. Новосибирска                   228-83-26

МБУ «КЦСОН» Ленинского района                       308-11-27

Фонд социального страхования РФ                      363-85-24

Пенсионный Фонд                                                  353-17-00

Центр социальной поддержки населения            210-72-91

Отдел занятости населения                                  351-08-12

Районный совет ветеранов                                   228-83-45

Управление социальной поддержки мэрии         227-42-80                                   

Социальное такси                                                  375-87-87

Горячий телефон мэрии                                        227-40-40

Диспетчерская мэрии                                                   051

 

© 2020 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Технический лицей при Сибирском государственном университете геосистем и технологий". Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.